Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чём нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка /Анаксагор, V век до н.э./
Рискнём опровергнуть утверждение древнегреческого философа, особенно его вторую часть: научиться можно многому, было бы желание.
Ещё совсем недавно наше образование было не только лучшим в мире, но и самым общедоступным. Среднюю школу, как бы ты ни упирался, тебя просто заставляли закончить, и нарушить этот канон мог только человек, обладающий выдающимся упорством. Да и высшее образование могли получить очень многие из желавших. Нынче всё не так: далеко не каждый Ломоносов может добраться - хотя бы с рыбным обозом - в Москву или в какой-нибудь другой крупный город, чтобы припасть к источнику знания и мудрости. Справедливости ради, признаем, что со времён первого российского учёного рыбы стало заметно меньше, зато средств коммуникаций - несравненно больше. Именно последнее обстоятельство позволяет всё активнее развивать новые виды обучения, в том числе Дистанционное Образование \ДО\
Что такое ДО?
По сравнению с традиционным, ДО обладает куда более широкими возможностями и потому может трактоваться не только как дистанционное образование, но и как действительно общедоступное. Кстати, заметим, что у распространённого в советское время заочного образования и современного ДО немало общего: "студент" и "преподаватель" лишены счастья частого лицезрения друг друга... Но на этом, пожалуй, сходство и кончается.
Если заочное образование - это "автономное плавание" в течение полугода, а общение с преподавателем происходит, как правило, только в периоды сессий, то при дистанционном образовании за каждым "студентом" закреплён персональный преподаватель-консультант (тьютор), с которым вы можете связаться с тьютором не в "час назначенный", а когда вам понадобится его помощь - в любое время, в любой форме: по обычной или электронной почте, телефону или факсу. Также постоянно вам открыт доступ к информации, подготовленной своевременно и системно, ведь вы знаете электронный адрес и волшебное "сим-сим", открывающее доступ в эти "закрома".
Пожалуй, в этом и заключается главное отличие современного ДО от прежнего заочного, существовавшего до новой, интернетовской эры.
Как это делается
Вот как происходит проникновение в страну ДО в обыденной жизни.
Допустим, вас заинтересовала "Система дистанционного бизнес-образования".
Обнаружив на сайте подробную информацию о проекте в целом, учебных курсах, условиях сдачи экзаменов, правилах регистрации и прочем, выбирайте курс, который вас заинтересовал. После этого зарегистрируйтесь в режиме онлайн и получите заветную возможность под своим паролем и логином входить в систему. Наглядный пример, онлайн курсы английского языка Language Link - Английский ONLINE. Весь процесс обучения построен в режиме онлайн, начиная от выбора курса, заканчивая общением с "виртуальным" преподавателем, носителем языка. Ведь интерактивное обучение предполагает развитие всех языковых навыков с использованием современных онлайн материалов: грамматического справочника, словаря идиом, записной книжки онлайн, языковых игр.
А чтобы вы чуть яснее представляли некоторые особенности этой формы обучения, предлагаем небольшой фрагмент дискуссии двух персонажей (полученной с использованием аппаратуры, также управляемой дистанционно).
ПЕССИМИСТ: - Безусловно, учиться в системе дистанционного образования намного легче и комфортнее: изучаешь материал, когда захочешь и сколько захочешь... Но ведь это расхолаживает! Кроме того, ДО не может сравниться с образованием очным хотя бы потому, что без ежедневного присмотра преподавателя у "студента" падает мотивация.
РЕАЛИСТ: - Насчёт первого тезиса - не спорю: ДО - более удобная и пластичная форма обучения, поскольку "привязана" к персональным потребностям и возможностям ученика. Он может выбрать 5 - 6 предметов в семестр, а может - 2 - 3, так что учиться будет не 4 - 5 лет, а 6 - 8, но это его выбор.
Что касается второго, учебной дисциплины - уверяю вас, что она гораздо жёстче, чем даже при очном обучении.
ПЕССИМИСТ: - У англичан есть пословица: "Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её пить". Известно, что многие психологически не могут учиться без непосредственного общения в аудитории: им необходимо постоянно чувствовать "локоть соседа", реакцию соучеников, ощущать конкуренцию.
РЕАЛИСТ: - Да, для некоторых обучающихся такая проблема существует.
"Ученику" бывает трудно, подолгу и не отвлекаясь, "продираться" сквозь сложный учебный материал, особенно когда "спасительный выход" так очевиден: выключи компьютер и займись, чем душа пожелает. Однако тьютор - не только специалист в своей области знаний, владеющий методикой обучения, но и психолог, как правило, ему удаётся поддержать студента, убедить его пройти избранный путь до конца.
"Заграница нам поможет"
И в данном случае "формула Бендера" может быть применена совершенно оправданно: "заграница обязательно поможет нам", хотя бы своим опытом, несравненно большим, чем наш. Будем надеяться, что в обозримом будущем корпоративное дистанционное образование станет привычным и в нашей стране, как постепенно становится всё более привычным и востребованным индивидуальное ДО.
Кстати, в США в системе ДО сейчас находятся более миллиона человек, у нас пока намного меньше, но мы и начали значительно позже, только в 1991-м.
"Будущее светло и прекрасно..."
Что касается дистанционного образования - его будущее можно обозначить именно так. Вот лишь два из множества существующих довода.
1. Любая страна, претендующая на звание цивилизованной и демократичной, не имеет права лишать возможности получать образование любого из своих граждан - и в этом с возможностями дистанционного образования ничто не сравнится.
2. Россия присоединилась к Болонской конвенции, а это значит, что наше высшее образование, как и в других цивилизованных странах, будет становиться менее "фундаментальным" и более "прикладным". В современных условиях, когда формируется единый мировой рынок, возможность относительно быстрой и глубокой "переналадки" специалиста, его способность адаптации к постоянно изменяющимся условиям станут в буквальном смысле жизненной необходимостью. И в этом у системы дистанционного образования конкурентов нет и не предвидится.
Екатерина Молокова
По материалам газеты "Московские новости" №10, 2005