В отличие от узкоспециализированных тренингов и семинаров, которые объединяют людей исходя из сферы их профессиональной деятельности, корпоративное изучение иностранного языка позволяет захватить единым образовательным процессом работников самых разных отделов одной компании. «Для успешного ведения бизнеса важно, чтобы коллектив обладал так называемой корпоративной культурой, - поясняет доцент кафедры психологии труда Российского государственного социального университета Нина Гришанова. - Для реализации заложенных в этом понятии ценностей и традиций, которые предполагают развитие коллектива как единой семьи, бывает недостаточно несколько раз в год устраивать выездные праздники с различными командными играми и соревнованиями».
По словам Нины Грищановой, очень результативными в этом смысле оказываются длительные учебные курсы, которые проводятся непосредственно в стенах компании. «Во время таких занятий сотрудники не только приобретают необходимые для работы знания, — рассказывает она, — но и получают возможность ближе познакомиться друг с другом и через тесное общение осознать цели своей организации».
По мнению вице-президента по вопросам корпоративного обучения языкового агентства SPEAK+ Дарьи Сергеевой, корпоративное изучение английского языка, который сегодня требуется для работы практически во всех сферах бизнеса, может быть достаточно эффективным способом сплочения коллектива.
Особенности языкового корпоратива
Для создания корпоративных лингвистических программ специалистам необходимо провести довольно сложную и многоступенчатую работу: протестировать персонал компании, чтобы оценить уровень владения иностранным языком; поделить всех сотрудников в зависимости от их активного словарного запаса и поставленных задач на группы; подобрать наиболее подходящий метод обучения (грамматико-переводной или коммуникативный), а также подготовить учебные планы. «Как правило, несколько групп с разными преподавателями и расписанием обучаются централизованно у одного провайдера, который не только организует процесс, но и полностью отвечает за его непрерывность, стабильность и эффективность, — рассказывает руководитель корпоративного отдела Международного языкового центра Language Link Елена Литвинова. — При этом на оказание образовательных услуг оформляется единый (рамочный) договор, что является одним из преимуществ сотрудничества с одним провайдером». По словам Елены Литвиновой, разрабатывая учебные программы, менеджеры языковых центров стараются максимально учитывать пожелания компании-заказчика и руководствуются спецификой предприятия.
Довольно часто занятия проходят непосредственно в рабочее время на территории компании, и слушатели осваивают иностранный язык практически без отрыва от производства. А с помощью ежемесячных преподавательских отчетов руководители могут непрерывно отслеживать успеваемость и добросовестность своих сотрудников.
Уровни владения языком
Для предварительных или итоговых оценок знания иностранного языка учебные заведения могут использовать как общепринятые классификации, так и собственные. К примеру, довольно часто уровень владения английским оценивают по шкале, разработанной в ALTE (The Association of Language Testers in Europe) - организации, аккредитованной европейской комиссией по образованию. Эта шкала состоит из шести уровней (А1 - Breakthrough level, A2 - Level 1, Bl - Level 2, B2 - Level 3, Cl -Level 4 и С2 - Level 5), подразумевающих деление от базового до совершенного владения языком, и является экзаменационной линейкой для TOEFL и всех кембриджских сертификатов.
Кроме того, по словам вице-президента языкового агентства SPEAK+ Дарьи Сергеевой, довольно распространена и система языковой компетентности, которая дает подробное описание речевых умений и активного языкового содержания. Классификация состоит из четырех ступеней («Взаимопонимание — 1.0», «Взаимодействие — 2.0», «Сотрудничество — 3.0», «Партнерство -4.0») и позволяет достаточно точно оценить стартовый уровень владения иностранным и разработать программу, максимально отвечающую поставленным целям.
Бизнес-курс или бытовой английский?
В настоящее время нельзя утверждать, что корпоративные клиенты, изучающие иностранный язык для работы, заинтересованы только в освоении делового английского. По словам руководителя корпоративного отдела языкового центра Language Link Елены Литвиновой, чаще всего компании заказывают обучение персонала по программе общего иностранного (в большинстве случаев английского языка). Что же касается бизнес-курсов, то их, как правило, выбирают для себя так называемые слушатели-индивидуалы (тоже служащие компании), для которых учебные планы разрабатывают отдельно. К примеру, специалисты узкого профиля останавливаются на комбинированных (разговорно-специальных) программах или на особых спецкурсах. А в преддверии отпускного сезона оказываются востребованы интенсивные занятия, нацеленные на овладение разговорно-бытовым английским.
Большинство лингвистических центров предлагают заказчикам выбирать из нескольких программ. Среди них наиболее популярны общий иностранный язык (полный курс с грамматикой), курс делового иностранного языка (с учетом специфики компании), разговорная практика (минимум грамматики, максимум разговора), комбинированный курс (общий и деловой курсы в соотношении 70/30%), спецкурс (разработка специальной программы и подбор преподавателя - специалиста в этой области) и интенсивный курс (от 9 до 30 часов в неделю).
Кроме того, нередко языковые школы формируют гибкие учебные графики с уметом возможных, чаще всего бесплатных, отмен занятий и предоставляют корпоративным клиентам значительные скидки.
Полезные советы
Для того, чтобы не ошибиться при выборе учебного заведения, специалисты советуют обратить внимание на некоторые нюансы. Например, в Language Link рекомендуют перед оформлением договора с тем или иным лингвистическим центром поинтересоваться, есть ли в числе его преподавателей носители языка, которые смогут проводить занятия со слушателями в течение всего года. Также многим компаниям может быть выгодно сотрудничество с такими курсами иностранного языка, которые предлагают корпоративное обучение по единому договору; он предусматривает занятия с группами, сформированными в языковых школах Москвы, Подмосковья или других регионов России.
Если руководители преследуют цель не просто обучить сотрудников иностранному, но и подтвердить приобретенные ими знания дипломами, стоит разобраться в том, к сдаче каких именно международных экзаменов готовит своих слушателей тот или иной лингвистический центр. «На сегодня самым молодым, но тем не менее самым популярным экзаменом является IELTS (сертификат действителен в течение двух лет после получения), который может быть полезен и для работы за рубежом, и для поступления в учебные заведения различных стран мира, — рассказывает директор школы английского языка Windsor Юлия Никонова. - А для подтверждения уровня английского языка лично для себя оптимально будет готовиться к получению одного из кембриджских сертификатов (к примеру, к Cambridge ESOL Examinations), плюсом которого является относительная бессрочность: для подтверждения действия диплома по истечении большого срока необходимо предоставлять доказательства непрерывности языковой практики». По словам Юлии Никоновой, стоит отметить также появление новых кембриджских экзаменов ILEC (International Legal English Certificate) и ICFE (International Certificate in Financial English), которые с этого года можно сдавать в Британском совете: «Эти экзамены рассчитаны на профессионалов в области юриспруденции и финансов, которым предстоит работа в зарубежных или международных компаниях». Помимо кембриджских довольно популярным экзаменом остается TOEFL, рассчитанный на проверку знаний американского английского у жителей неанглоговорящих стран. Сертификат TOEFL действует два года, признается более чем в 2,4 тысячи университетах мира и может являться достаточно весомым свидетельством полученных знаний.
Елена Хотулева, "Газета", 23 августа 2007